В небольшом провинциальном городке Кемеровской области - Анжеро-Судженске развернулись почти боевые действия. Как недавно сообщила газета "Коммерсант", возглавляемые представителями МДМ- групп милиционеры, омоновцы и бойцы вневедомственной охраны в ночь с 28-го на 29-е октября провели успешную почти боевую операцию по захвату управления Антоновского рудника.
В последующие пару дней они столь же успешно зачистили территорию рудника, изгнав с нее прежних собственников, и теперь тридцать бойцов вневедомственной охраны и три служебные собаки держат здесь круглосуточную оборону.
Для их поддержки еще 50 омоновцев расквартированы в Анжеро-Судженске. Изгнанные собственники рудника, чуть ли не в подполье, готовятся защищать свои интересы в суде.
Антоновский рудник понадобился Группе МДМ вскоре после того как она приобрела контроль над Новокузнецким заводом ферросплавов. Рудник поставляет на завод сырье, а потому, очевидно, в МДМ решили, что чем покупать на руднике кварцит проще купить сам рудник. Но от соответствующего предложения сделанного минувшим летом совет директоров ОАО "Антоновского рудоуправления" отказался.
Не привыкшая отступать МДМ решила пойти другим путем – скупить акции у акционеров. Однако, и совет директоров рудника так же начал скупку акций.
К открытому противостоянию стороны перешли в конце августа, когда оказалось, что 65% акций рудника аккумулировано в руках его совета директоров. Поняв, что проигрывают, представители МДМ пошли на захват реестра акционеров. В ход пошел уже отработанный юристами Группы технологический маневр с участием судебной инстанции.
Ленинский районный суд Кемерова по жалобе миноритарного акционера постановил назначить новым реестродержателем ОАО "Антоновское рудоуправление» вместо прежней компании "Примула" фирму "Альпари".
Впрочем, уже на следующий день суд свое постановление отменил, и вынес новое – вернуть реестр "Примуле". Однако, оказалось, что в "Альпари" реестра уже нет – он ушел в Питер, к новому реестродержателю. На руднике своего старого реестра больше не видели.
После того как в воссозданный реестр была внесена информация о всех сделках оказалось, что в руках совета директоров рудника аккумулировано 82% акций.
Казалось бы можно было бы поставить точку на неудавшемся захвате предприятия, но это было бы не в традициях группы МДМ. На помощь снова пришел суд. На этот раз арбитражный суд Кемеровской области выносит решение о нелегитимности совета директоров, и назначает единственной властью на руднике его экс-генерального директора Гарри Монингера.
3 октября, г-н Монингер решил выйти на работу. Правда, сделать это он почему-то решил в 18.30, когда рабочий день на руднике уже закончился, чуть не превратив свой выход в кровавое побоище.
Дело в том, что вместе с ним и представителями МДМ на рудник прибыли милиция, областные ГАИ и вооруженный ОМОН, готовые штурмовать предприятие. Однако защищать рудник от захватчиков вышли сотни рабочих. В их поддержку выступили представители местных властей, прокуратуры, профсоюзов. Противостояние длилось несколько часов. В конце концов, не решившись на штурм захватчики отступили.
Ситуация настолько накалилась, что в конфликт вынужден был вмешаться губернатор Кемеровской области – Аман Тулеев, потребовавший от сторон решать свои проблемы на правовом поле. К сожалению, заявление губернатора стороны поняли по разному. Рудник перешел в нормальный рабочий режим, а его совет директоров стал готовится к судебным тяжбам. В МДМ суда решили не ждать.
В три часа ночи 29-го октября Гарри Монингер вновь решил сходить на работу, и вновь в сопровождении большого кортежа. К руднику прибыли семь машин ГАИ, 40 бойцов вневедомственной охраны с собаками и 10 омоновцев.
Естественно все при оружии. Разоружив охрану рудника, избив при этом одного из охранников, Монингер и компания оккупировали здание управления рудника. К утру новый генеральный директор издал приказ запретив пускать на предприятие его собственников-членов совета директоров.
Впрочем, на работу к новому директору вообще никто не вышел.
В качестве подкрепления Монингеру и МДМ на рудник прибыл заместитель губернатора области Копытов, который и стал уговаривать рабочих вернуться на рабочие места.
Мол, пришла команда новых собственников, контролирующая 70% акций и ей надо подчиниться. Здравая мысль о том, что если совет директоров рудника имеет 82% акций, то еще 70 для МДМ найти просто негде, заместителю губернатора просто не могла прийти в голову.
Впрочем, уговоры не действовали до тех пор, пока совет директоров рудника сам не обратился к сотрудникам с просьбой выйти на работу, аргументировав это тем, что их семьи не должны страдать из за конфликта собственников.
Теперь представители МДМ, назначаемые на руководящие посты на руднике г-ном Монингером, готовятся выдержать здесь длительную осаду. Приглашенные ими бойцы занимают круговую оборону и живут на удерживаемых позициях. Хотя устраивать новый штурм ни кто не собирается.
Представители отстраненного совета директоров заявляют, что как и прежде намерены защищать свои интересы в суде.
Правда, как полагают на руднике к тому времени когда суд разберется активы предприятия уже будут выведены в оффшоры и его останется лишь обанкротить.
Кемеровская область, скорее всего, надолго потеряла один из источников налогов. За то приобрела проблему: лишившийся средств к существованию Анжеро-Судженск, где рудник был градообразующим предприятием, теперь потребует дотаций. Ну, как говорится, за что боролись…