 | |
|
В Петербурге Карелин был нарасхват (фото: Ирина Васильева, "Дни.Ру") |
Летний отпуск – кто о нем не мечтает? Вне зависимости от социального статуса стар и млад, едва солнце начинает припекать, а птицы отчаянно драть глотку, - все живут одной-единственной мыслью. Корреспондент Дней.Ру стала свидетельницей того, как "железный человек" России, трехкратный олимпийский чемпион по греко-римской борьбе Сан Саныч Карелин мечтательно говорил о депутатских каникулах.
Едва знаменитый борец отвлекся от размышлений на тему "что надо успеть сделать", он тут же был перехвачен корреспондентом Дней.Ру. "Вы ведь никуда не спешите? – и вновь знаменитый "удавий" взгляд Карелина. – Тогда давайте поговорим минут через пять".
Сказано – сделано. Сан Саныч – человек слова, в чем я в который раз убедилась. Через пять минут мы уже беседовали… разумеется, об отпуске.
Вы с такими эмоциями говорили о том, что уходите в отпуск…
Ко мне все подходят, все хотят встретиться. Я ведь работаю в Москве. И чтобы объяснить, почему я не смогу уделить им внимание через неделю, говорил о депутатских каникулах в думе (Карелин – депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" – прим. Дней.Ру). А об отпуске, на мой взгляд, все говорят с воодушевлением, и не важно, где они работают – в редакции газеты, на радио, телевидении или в парламенте. Отпуск – это всегда что-то эмоциональное. Особенно его предвкушение.
Предвкушение с годами ничуть не изменилось?
Когда я боролся, у нас не было отпусков.
Но мечтали?
Мечтать об отпуске? Его можно ожидать, мечтать о нем невозможно.
Значит, появилось наконец свободное время?
Но при этом не стоит забывать, что год у нас предвыборный, 7 декабря начнутся выборы. Так что отпуск, скорее всего, будет призрачным.
Знаю, что вы собираетесь возобновить активные тренировки, выйдете на ковер…
Последний месяц был напряженным. Хочу потренироваться. Просто заняться собой, физической составляющей. Ну, а ковер – самое понятное, самое приятное. У нас еще есть спортсмены, у которых возникает желание попробовать депутатского тела, - улыбается Карелин.
Когда вас представляли на турнире памяти Поддубного в Санкт-Петербурге, перечисляли многочисленные титулы. Что вы при этом чувствовали?
Неловкость, как обычно. Не хотелось занимать столько времени в трансляции. Да и зал в то время был полупустым. Это неправильно.
А что бы вы хотели прочесть в аналогах Большой Советской энциклопедии о себе лет через 15-20?
Просто: "Борец Карелин".
Вы на турнире внимательно следили за происходящим на ковре. Что чувствовали, глядя на тех, кто остался в большом спорте?
Это были "свежие" эмоции, потому что наблюдал за теми ребятами, с кем я боролся на последних Олимпийских играх. Не скрываю, смотрел с огромным интересом, что с ними происходит. Смотрел, как те борцы, которых можно отнести к возрастным, соотносят тренировочный режим с возрастом. Смотрел, насколько молодые спортсмены лучше, чем мы и наши предшественники.
И намного лучше?
Не все, я бы так сказал. В погоне за какими-то демократическими принципами мы перестали как должное воспринимать то, что мы должны доминировать. Мы должны относиться к себе, как к команде-лидеру.
Учитывая то, что греко-римская борьба – вид спорта индивидуальный, каждый из нас уже имеет преимущество перед другими, потому что представляет Российскую Федерацию. Но этого не происходит. Ребята не верят в то, что имеют. Но есть и те, кто правильно использует имеющийся потенциал.
Вы не испытываете зависть по отношению к тем, кто по-прежнему выходит на ковер?
Не испытываю. Но то время, что они проводят на ковре, - самое замечательное. Ведь все зависит только от них и их тренеров. Замечательно, что ты надеешься только на себя.
Но ведь даже в индивидуальных видах спорта легче выступать, когда есть тылы…
Я говорю прежде всего о традициях, тех ожиданиях, которые нужно оправдать, потому что ты прошел длинный перечень спаррингов, вышел на уровень сборной. Это твоя семья, твои земляки, которые гордятся своей сопричастностью к победе.
Это не поддается расшифровке. Но чем больше с тобой связано, тем больше ответственности. Ведь ты представляешь команду, готовящую исключительно чемпионов. С одной стороны, это подспорье. С другой – дополнительный груз.
Возможно ли в России добиться чего-либо при помощи демократического подхода?
Наша методика имеет громадный багаж, хотя и построена на советских принципах. Может, это атавизм? Нет, просто особенности селекции. Сейчас много говорят о коммерциализации спорта. Но не деньги все решают. Попов, даже живя в Австралии, выступал за Россию. Ведь не из-за денег!
Тут что-то большее. Цифрами человека не выразить. Конечно, можно добиться чего-то и с помощью демократии, видоизменить ситуацию. Не более. Но нельзя отрицать того, что было накоплено годами. А вот адаптировать и применить – это запросто!
А в политике вы больше склоняетесь к тиранам или демократам?
Хорошенький вопрос! Учитывая, что я представляю центристскую фракцию, я все-таки демократ. Но как гражданин имперской страны, я убежден, что должна быть воля при принятии решения, должны быть дисциплинированные исполнители при реализации этих решений. Интересы государства должны доминировать над интересами личностями, даже корпоративными.
Не сложно ли отодвигать в сторону свое "я"?
Куприн Александр Иванович говаривал, что Россия богата гениями и талантами. Не хватает одного – дисциплинированных исполнителей. Поэтому взялся – надо делать, а не роптать.
Если не можешь – не делай! Займись тем, что более соизмеримо с твоим внутренним содержанием. Розочки выращивай, например.
Но ведь был какой-то момент, когда и вы хотели уйти из политики…
Этот период и сейчас не завершен. Не возникает у меня желания быть многократным в качестве депутата. Но есть четыре года, отведенных законодательством. Что-то менять по ходу, зарабатывать себе баллы, заниматься углубленным самосозерцанием я считаю неправильным и нечестным. Есть время разбрасывать камни. Но когда-то приходит время их собирать. Главное, правильно определиться.
Материал подготовила Ирина Васильева. Напишите автору.